Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Ксения Попова: «Ночью и в праздники мы работаем больше»

14.09.2019 — Что нужно, чтобы приемное отделение работало эффективно?
— В первую очередь - обученный персонал, который умеет работать в команде, понимает задачи и принципы работы приемного отделения. Чтобы не было разночтений по видению пациента - при поступлении пациента в тяжелом состоянии каждый сотрудник должен понимать, что ему делать и как быстро. Еще нужна налаженная связь с диагностическими службами, с лабораторией, с клиническими отделениями. Каждый работник приемного отделения должен четко знать свою зону ответственности, потому что темп работы в нашем отделении зачастую выше, чем в клинических. Везде важно взаимодействие. Вообще, работа приемного отделения укладывается в четкие алгоритмы - они помогают не снижать темп.
Для оценки эффективности, наверное, нужно разобраться по каким критериям ее оценивать. В приемном нет пролеченных пациентов, нет среднего койко-дня, нет операций и других показателей, по которым оценивают работу клинических отделений. А объем работы приемного отделения не столь очевиден - многое остается за кадром. Например, количество пациентов, поступающих к нам одномоментно. Или слаженная работа отделения в периоды максимального наплыва пациентов. Или работа с самыми тяжелыми пациентами, когда очень мало времени, а сделать требуется очень много. В этих условиях еще приходится постоянно помнить об ограничениях по времени: считается, что пациент должен находиться в приемном отделении не более 2 часов, хотя законодательно эта норма нигде не прописана.
С точки зрения пациента, отделение работает эффективно, если помощь больному оказана быстро и в комфортных условиях, но не все так просто...

— Люди часто жалуются, что в приемном приходится подолгу ждать. Почему? Не хватает рук?
— Рук действительно не хватает. Но не потому, что мало сотрудников, а потому, что работу приемного отделения невозможно спланировать - здесь все зависит от количества обратившихся в данный момент. Да и состояние пациентов может быть разным: кто-то поступает с угрозой для жизни, другой - с неопасным заболеванием. Поэтому во всем мире принята система оценки тяжести состояния пациентов для определения срочности требующейся медицинской помощи. Эта система называется "триаж". Ее суть в том, чтобы в первую очередь оказать помощь тем, кому она требуется экстренно. Это пациенты "красной зоны" - те, что поступают с угрозой для жизни. С ними времени для принятия решения и оказания помощи у врачей крайне мало, счет идет не на часы, а на минуты.
Пациенты "зеленой зоны" - амбулаторные. Их обследуют, устанавливают диагноз и, как правило, выписывают с рекомендациями для лечения дома под наблюдением врача из поликлиники. Жизни этих пациентов ничто не угрожает, поэтому при большом наплыве более тяжелых случаев им приходится ждать, что, конечно, вызывает недовольство. Поэтому мы каждый раз в такой ситуации просим у них понимания и терпения. Их ожидание - это чья-то спасенная жизнь.
Основную сложность для приемного отделения представляют пациенты "желтой зоны" - те, кому требуется неотложная медицинская помощь, но без экстренного хирургического лечения или реанимационной помощи. Состояние таких пациентов может быстро меняться, поэтому необходимо постоянное внимание. Пока пациент из "желтой зоны" ожидает врачебного осмотра, его состояние оценит медицинская сестра и о любых тревожных признаках сразу же доложит врачу, а также возьмет анализы и направит на необходимые исследования - например, ЭКГ, УЗИ и рентгенографию. Может сложиться впечатление, что "направит" - значит пациент будет сам ходить по кабинетам, но на самом деле это не так. Пациенты "желтой зоны" располагаются на каталках в большой смотровой, где выполняются все исследования, производится забор крови и сюда же для осмотра больного приходит врач. Такая организация процесса и называется "врач - к пациенту".

— Какой путь проходит пациент от поступления в приемное до госпитализации в профильное отделение?
— Начало пути всегда одинаковое: при обращении пациента заводится медицинская карта стационарного больного. Одновременно оформляются все необходимые информированные добровольные согласия на обработку персональных данных, план лечения, медицинские манипуляции и т. д. Одновременно с оформлением происходит и отнесение пациента к одной из трех групп - "красной", "желтой" или "зеленой". Пациента из "красной зоны" сразу осматривает врач и направляет его в операционную или в отделение реанимации. Пациент в "желтой зоне" обследуется, как рассказано ранее, и после принятия решения о тактике дальнейшего лечения госпитализируется в профильное отделение. Пациенты "зеленой зоны" ожидают, когда освободится врач, после осмотра при необходимости обследуются, после чего принимается решение о госпитализации либо долечивании в амбулаторных условиях.

— Какие пациенты - самые сложные для приемного отделения?
— Специфика нашей больницы - онкология, и часто наши пациенты поступают к нам с букетом разнонаправленных проблем. У одного человека вследствие прогрессирования основного заболевания может быть несколько проявлений, каждое из которых требует экстренной помощи.
Например, пожилой мужчина с сердечной недостаточностью с нарушением свертывания крови вследствие приема антикоагулянтов, которому требуется срочная операция по поводу кишечной непроходимости, а оперировать крайне опасно в связи с высоким риском жизнеугрожающего кровотечения. В таких неоднозначных ситуациях не обойтись без мнения нескольких специалистов - как минимум хирурга, кардиолога, гематолога, трансфузиолога, анестезиолога-реаниматолога. Это и называется "мультидисциплинарность", которая актуальна даже в операционной во время хирургического вмешательства.
Еще мультидисциплинарность важна, когда диагноз понятен не сразу. Например, поступает молодая девушка с болями в животе. Требуется исключить сразу несколько острых состояний разной природы: гинекологической, хирургической, урологической. А может, в результате обследования катастрофа в животе не подтвердится, а причиной нестерпимой боли окажется неврологическая проблема - такая как радикулопатия.

В приемном нет дня и нет ночи, мы работаем круглосуточно, без выходных и праздников. Ночью и в праздники работы, пожалуй, прибавляется. И всегда очень приятно, когда люди ее замечают

Возврат к списку